vita_life777 (vita_life777) wrote,
vita_life777
vita_life777

Узловая-Новомосковск. Дизель-поезда и не только...

1    
      1. Cтанция Узловая. Дизель-поезд Д1-438.
  
       Начало адцки жаркого  знаменательного лета 2010 года выдалось солнечным и спокойным. До торфяных пожарищ еще было далеко, а немного согретое после студеной зимы тело хотело между делом какой-нибудь легкой необременительной поездки одного дня. Знакомый предложил сгонять на машине в Новомосковск, что под Тулой. Цель, впрочем, такая же незатейливая и необременительная - запечатлеть оставшиеся в эксплуатации, уже ставшие легендарными, дизель-поезда Д1, и при возможности таки воспользоваться отчасти уникальным видом городского транспорта - "новомосковским  трамваем", роль которого исполняют электропоезда серии ЭР2.
       Сказано-сделано. День выбран, дела отложены. Утром покидаем пробуждающуюся от сна столицу. И вот машина мчится по блестящей поверхности трассы "Дон".
      


     Около двухсот километров по трассе и сворачиваем налево. Дорога становится уже. Колдобины, ухабы и выбоины глубже. Нас встречает город Узловая - часть огромной Тульско-Новомосковской промышленной агломерации.   Население города около 55 000 человек. Город рабочий. На заре индустриализации - в начале 30-х годов прошлого века здесь появляются первые небольшие угольные шахты. К концу 30-х годов добыча угля резко увеличивается. Добытое сырье поступало главным образом на Каширскую электростанцию (благо туда вела прямая железнодорожная линия), на железную дорогу в качестве топлива для паровозов и использовалось в целом для нужд региона. Паровозники дюже не любили  этот  "подмосковный" уголек. Жару он давал немного, так как был тощий, соответственно для поддержания паровых машин в действии требовалось перекидывать в топки огромное количество угля. Куда с большей любовью отзывались паровозные бригады об уральском угле - "истекавшим жиром" и дававшим "жар неимоверный". Но... уральский уголек на столичных магистралях был редкостью.
       Для обслуживания шахт в Узловой интенсивно строился барачно-бревенчатый социализм - требовалось много рабочих рук. Уже в 1938 году рабочий поселок Узловая приобретает статус города. После войны город продолжал своё развитие - строилось жильё, прокладывались улицы, возводились культурно-социальные объекты. Но... благополучные времена канули в лету вместе с великой когда-то страной.
      В девяностые-нулевые из города была массовая миграция в поисках лучшей жизни. Шахты закрывались, на оставшихся рабочие не видели месяцами живых денег. Последняя шахта была закрыта в 2002 году. Неслучайно сегодня этот район относится к депрессивным - работы нет, перспективы туманны. Кто мог - давно уехал. Спасает ситуацию наличие в городе крупного железнодорожного узла с хорошо развитой инфраструктурой - локомотивное и вагонное депо, вокзал, сортировочная станция. Немало горожан трудится именно там.
     Подъезжаем к железнодорожному вокзалу - кстати очень ухоженному. Вокзал станции Узловая типичный образец промышленной технической архитектуры СССР послевоенного образца. Оставляем машину - дальше будем передвигаться местным общественным транспортом.


2
      2. Станция Узловая. Вид с пешеходного моста. Станция спланирована по классической схеме разделения парков. Здесь четко выделены пассажирские и грузовые районы.  Грузовые поезда проследуют платформы без остановки и следуют в специализированные парки. Узловая - крупная станция и полностью неэлектрифицированная, что, отчасти, добавляет к ней долю привлекательности -  полная свобода от проводов.
       Как и многие города России Узловая и Новомосковск  практически лишились централизованного общественного городского транспорта. Львиную долю перевозок выполняют нетленные оранжевые "газели", принадлежащие индивидуальным предпринимателям. В этом есть и свой положительный момент - люди получают возможность заработка и действительно развивать собственное дело, но есть и негативный - зачастую требования к содержанию автопарка и соблюдение нормативов полностью игнорируются.
    ...Итак, заплатив по десяточке движемся в славный город Новомосковск, который, увы, так и не стал "второй Москвой". Город начал развиваться из небольшого поселка в 1930 году, когда здесь начали возводить крупнейший в стране (а в последствии и в мире) химический комбинат. Население города чуть более 130 000 человек. До Москвы - 200 км, до областного центра - 60 км. Новомосковск по праву можно назвать столицей химической индустрии в России - здесь производят до 79% всей химической продукции в стране. Примечателен город и тем, что на его территории находится исток реки Дон. В период 1933-1961гг город носил название Сталиногорск,  сами знаете в честь кого.
     Едем на детскую железную дорогу. В совеское время промышленный город мог позволить себе такую мягко говоря недешевую роскошь. Работает она и в наши дни. При этом, при поддержке РЖД и Московской железной дороги "Малая Новомосковская" получила вторую жизнь - обновили путевое хозяйство, отремонтирован подвижной состав и службы при депо. Сказать нечего, молодцы! Сегодня "Малая Новомосковская железная дорога" - одна из лучших  в России и является одной из достопримечательностей города. Протяженность линии - почти два километра. Имеется одна станция и два остановочных пункта.

4
    3. Малая Новомосковская ж.д. Станция Березки. Будний день. Поезда еще не ходят.

5
   4.

7
    5.

6
    6.

8
   7.  Вот в таком симпатичном вагончике катают в летний период молодоженов по Малой железной дороге! Блестящая идея, ведь в городском парке есть Аллея Невест!  Весьма символично - совершить "круг почета" жениху и невесте, тем более,  что множество ребятишек  Новомосковска занимались на этой дороге.

10
    8.

3
    9. В городском парке.

11
   10. Тонкая нить узкоколейки идет вдоль парка.

12
    11.

     Покидаем парк и направляемся в сторону станции Урванка. Она находится в черте города. Здесь расположено локомотивное депо Новомосковск. к которому приписаны элетро- и дизель-поезда. Урванка является частью элекрифицированного полукольца узла - Бобрик-Донской - Урванка - Маклец. География отправления со станции достаточно обширна - от городских электропоездов до дизель-поездов межобластного значения - в Ряжск, Калугу, Ожерелье.
     Исторические факты говорят, что уникальное, изолированное от общей сети электрифицированное сообщение внутри Новомосковска появилось после знаменательного посещения города в начале шестидесятых годов Н.С.Хрущевым. Тот любил поговорить "за жизнь" с простыми работягами во время встреч на предприятиях и заводах. Местные труженники посетовали тогда, что мол город растет, население увеличивается, а вот развитие транспорта хромает на обе ноги. Обещали трамвай - не сделали, троллейбусов нет, а чадящие автобусы не справляются с пассажиропотоком. Местные старожилы уверяют, что идею пустить в Новомосковске электропоезда в шутку подкинул тогда один из рабочих, присутствовавших на встрече с Хрущевым. Шутка оказалась далеко не шуточной. Действительно, подсчитали, что для доставки рабочих к предприятиям, зонам отдыха и жилым кварталам целесообразнее использовать электропоезда, нежели те же трамваи. Первые и больше вмещают, и скорость выше, да и по сути задел под инфраструктуру есть - нужно только провести электрификацию, построить тяговые подстанции, моторвагонное депо и посадочные платформы.
      Электропоезда были пущены. Горожане оценили нововведение - действительно удобно, быстро, достаточно комфортно. Расписание было составлено с учетом начала и окончания рабочих смен, поэтому в утренние и вечерние часы интервалы между электропоездами  были минимальны. Жители ждали логического продолжения электрификации - до Ожерелья или до Тулы, чтобы из Новомосковска в Москву ходили прямые электрички. Однако, этого, по сути очень важного события так и не случилось ни в эпоху СССР, ни уж тем более в истории современных российских реалий. Полукольцо так и осталось иметь вид небесного месяца. 

13
    12. Станция Урванка.  Когда здесь была еще одна высокая посадочная платформа. В целях экономии расходов на содержание её разобрали несколько лет назад. Остатки её в виде сложенных плит у крайнего правого пути можно наблюдать на фото.
     В тот день на Новомосковском участке проводились масштабные работы по ремонту контактной сети. Из-за чего днем все электропоезда стояли "на приколе" в депо. На линии работали дизель-поезда.  Дальний поезд на фото отправился на Алексин. Чуть позднее за ним отправился на Маклец и второй дизель (ближний на фото). Что ж... раз не ходят электропоезда, поедем  на "чуде" мытищинского производства.

14
    13. Признаюсь, мне очень режет слух  словосочетание "рельсовый автобус". Кто-то неудачно выразился, остальные подхватили и... назвали полноценный дизель-поезд нелепым словосочетанием. Даже наименование дали РА-2 (заглавные буквы отождествляют). По общему мнению эксплуатационников этой техники - прежние венгерские дизель-поезда Д1 были на порядок лучше по надежности и скоростным характеристикам. Но... безусловно время их ушло, а достойной замены в-общем-то так и не получилось.

15
    14. Внутри дизель-поезда РА-2. Надо отметить, что несмотря на огрехи в техническом плане, для пассажиров в этом поезде были созданы неплохие условия: работал кондиционер (слабенько, но дул), бегущая информационная строка и туалет.
     От Урванки до Маклеца время в пути около 40 минут. Поезд бысто нигде не идет. Почти крадучись, пересекает мост через Любовское водохранилище, и повернув влево,  подходит к огромному химическому комбинату "ЕвроХим", который протянулся вдоль линии железной дороги на пять километров. Здесь три остановочных пункта, через которые по утрам рабочие и служащие попадают на предприятие - Северный Парк, Химкомбинат, станция Северная. Днем они пустынны, а по утрам и вечерам наполняются людьми.

16
    15. Станция Маклец. Главный ход Москва - Узловая - Донбасс. Находится  за чертой Новомосковска. Прямо - вид в сторону станции Ожерелье. Дизель-поезд прибывает на единственный  электрифицированный тупиковый путь станции к высокой платформе.

19
     16. Станция Маклец. Вид в сторону станции Узловая.
Лето. Вечерний зной. Тишина.

17
     17. Пассажирское здание.  Весьма необычно и даже монументально по исполнению для такой небольшой станции. Находится в удручающем состоянии в ожидании ремонта (будет ли?). Пассажиров мало, так как по главному ходу курсирует всего несколько "дизелей" в сторону Ожерелья и обратно. Поезда дальнего следования не останавливаются. В основном жители поселка пользуются электричками Новомосковского направления. В сутки от Маклеца отправляются 5-8 пар электропоездов - в зависимости от дня недели.

18
   18. "Вторгаясь в тишину".
Со стороны Узловой проходит грузовой поезд, ведовый тепловозом серии 2ТЭ10М.

20
     19. Дизель-поезд редкий гость на этом маршруте. Но сегодня из-за обесточенной контактной сети сделано исключение. Через пять минут обратно - в Урванку.

     Спустя сорок минут мы снова на станции Урванка. Дизель пришел полный - люди возвращались с дневной смены. По расписанию поезд должен был следовать дальше - до станции Бобрик. Но из-за технологического "окна" в этот день была предусмотрена пересадка пассажиров по Урванке. Напряжение в контактной сети уже появилось и пассажирам было предложено продолжить поезд на электропоезде, который уже выходил из депо. Ворчащие массы нехотя покидали вагоны))

21
    
     20. Технологическое "окно" закончено и из депо под посадку выходит новомосковский "трамвай" - ЭР2-1236. Этот электропоезд начинал свой жизненный путь в 1980 году в депо Москва-2. Во время обновления парка в 2009 году был передан в Тулу, откуда и попал в Новомосковск. "Олимпийскому" элетропоезду (так именовались в своё время элетрички, выпущенные в Риге в 1980 году для Москвы) придется доживать свой век на неторопливых железнодорожных маршрутах  Новомосковска.







22
    21. Грузовой поезд на станции.

23
   22. В депо Новомосковск. Дизель-поезд Д1-805. По всей вероятности переделан под нужды путейцев.

25
    23. Этот раритет уже похоже отставлен от эксплуатации.

26
   24.

24
   25. ЭР2-1163. Тоже ветеран стальных дорог. Построен в 1978 году и всю жизнь проработал в депо Раменское. В 2009 году "сослан" в Новомосковск "доживать" свой век. Списан в конце 2010 года.

fg
   26. "Еще в строю на главном ходу". ЭР2-1163, платформа 47 километр (Раменское). Фото 2007 года.


27   
      27. В цехе текущего ремонта дизель-поездов. Рабочий день закончился и внутри пустынно и тихо. На домкратах головной вагон Д1-744.
    
    ... Возвращаемся в Узловую. На станции оживление - отправляются вечерние дизель-поезда. Ближе к ночи пойдут пассажирские поезда.

28
     28

29
     29. Дизель-поезд на Ожерелье подан под посадку.

30
     30. "Вся королевская рать". Дизель-поезда Д1-438 и Д1-802 на станции Узловая.

    ...Мы возвращаемся в Москву по почти пустынному шоссе. Мелькают поля, перелески, деревушки.
Долгий вечер подходит к концу, еще не "переварено" увиденное, а под приглушенную музыку уже строятся планы будущих вылазок "одного дня".
       Начало июня - впереди нас ждало знойное лето 2010))

Tags: Дизель-поезд, Новомосковск, Новомосковская малая железная дорога., Узловая
Subscribe
promo vita_life777 august 14, 2014 16:44 23
Buy for 30 tokens
Для этого поста мне "накидали" много фоток из описываемого времени. К сожалению без авторства. Поэтому прошу понять и по возможности добавлять авторов (тех, кого узнали по фото) в процессе комментариев. Заранее большое спасибо авторам этих уже исторических фоторабот! Электропоезд…
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments