vita_life777 (vita_life777) wrote,
vita_life777
vita_life777

Транссиб. Покорение Парижа.

0_7d21d_669070a6_orig
      "По улице слона водили". Настоящий спальный вагон Транссибирского экспресса перемещают по парижским улицам к месту выставки.

Великий Сибирский путь — Транссибирская железнодорожная магистраль — панорамная картина длиной 942 метра, написанная в 1894-1903 годах художником Павлом Пясецким по заказу Управления строительством Сибирской железной дороги.
Панорама создана  на базе многочисленных путевых эскизов и изображает виды Транссибирской магистрали от Самары до Владивостока. Демонстрировалась на Всемирной выставке в Париже в 1900 году.

Пясецкий Павел Яковлевич

  Летом 1894 года руководство Управления строительством Сибирской железной дороги обратились к художнику Павлу Яковлевичу Пясецкому с просьбой написать картину — панораму Сибирской железной дороги. В письме оговаривалось, что законченная работа должна иметь вид непрерывной картины-ленты шириной не менее ¾ аршина (примерно 54 см), быть исполненной акварельными красками, оговаривались условия оплаты, назывались пункты местности для зарисовки, а также какую помощь в предоставлении транспорта должна оказать железная дорога художнику.
    Была готова часть панорамы от Самары до Каинска (современный Куйбышев Новосибирской области) длиной в 250 аршин (примерно 177 метров). Однако между художником и заказчиком возникли разногласия в цене (18 500 рублей), в результате чего от дальнейшего продолжения работы заказчик решил отказаться. Но картина понравилась императору Николаю II, и он пожелал, чтобы работа была непременно продолжена. Пясецкому немедленно оплатили проделанную им работу, и предоставили всё необходимое для её продолжения. Император хотел, чтобы картина демонстрировалась в Париже на Всемирной выставке 1900 года. По договору её нужно было к концу 1899 года.
    К открытию выставки 1 апреля 1900 года был готов путь от Самары до Владивостока (через Манчжурию, так как Амурский участок ещё не был построен), без Уссурийского участка от Владивостока до Хабаровска. Работа над этой частью панорамы была закончена к 1903 году, к 60-летию художника.

Рекламная афиша панорамы Пясецкого на Парижской выставке 1900 года
       Рекламная афиша Панорамы Пясецкого для Парижской выставки.

    На выставке для демонстрации картины был построен специальный павильон с тремя вагонами, включающими салон, спальные места и столовую: посетители (точнее «пассажиры») заходили в вагоны, рассаживались по местам и просматривали панораму через окна. Зрители занимали места в вагонах, и акварельная лента перематывалась за окном, создавая полную иллюзию путешествия по Транссибу.

Установка вагона в павильоне на Парижской выставке 1900 года
  Установка вагона Транссибирского экспресса в павильоне Русских окраин.

    Аттракцион состоял из нескольких слоев объектов и картин, двигавшихся с разной скоростью. На первом плане со скоростью 300 метров в минуту перемещалась горизонтальная лента с наклеенными на нее песком и камнями; вторая лента с нарисованным кустарником двигалась со скоростью 120 метров в минуту, и на заднем плане медленнее всего (5 метров в минуту) – собственно акварельное полотно. Лента панорамы перекручивалась с одного цилиндра на другой.
        Словно в современном кинофильме, за окном разворачивались документальные сюжеты строительства Транссиба, жизни и природы Сибири, большие города чередовались с поселками, маленькими станциями и разъездами. В конце «пути» зрители выходили в двери с другой стороны и попадали в Китайский павильон.


Панорама Великикй Сибирский путь. Село Лиственничное, сборка парома-ледокола Байкал.
  Фрагмент Панорамы Пясецкого. Село Лиственничное на Байкале. Сборка ледокола-парома "Байкал".

  Панорама П. Я. Пясецкого была удостоена Большой Золотой медали Всемирной выставки, а художник был награжден орденом Почетного легиона Франции. В 1904 году панорама демонстрировалась на следующей Всемирной выставке, посвященной столетию Луизианской покупки, в Сент-Луисе, Миссури.

Работа над панорамой в вагоне-мастерскойРабота над панорамой в вагоне-мастерской.   

     Получив в 1873 году ученую степень доктора медицины, Павел Пясецкий поступил на службу в Петербургское Военно-медицинское управление и одновременно вольнослушателем посещал класс профессора живописи П. П. Чистякова в Императорской Академии художеств.
        В качестве врача ему приходилось много путешествовать в составе различных экспедиций. Пясецкий бывал в Англии, Франции, Китае и Японии, участвовал в Русско-турецкой войне 1877–1878 годов, посетил в составе посольства Тегеран, путешествовал по Кавказу, Средней Азии и Сибири. Попутно он зарисовывал пейзажи, города и жанровые сцены, выработав при этом свою оригинальную технику.
       Многочисленные акварели Пясецкий наклеивал на холст в тематической и хронологической последовательности, создавая «живописные повествования» длиной от 65 до 127 метров. Акварельные панорамы путешествий художник с большим успехом демонстрировал на публичных чтениях в Петербурге.


Демонстрация Панорамы
   Демонстрация панорамы.

     Основные работы художника: 1877-1878 гг. – путешествие по Китаю (в составе Первой русской географической экспедиции в Китай); 1877-1978 гг. – путь санитарного отряда по Болгарии во время Русско-турецкой войны; 1891-1992 гг. – панорама Закаспийской военной железной дороги; 1895 г. – панорама Персии (путешествие дипломатической миссии в Тегеран); 1894 -1903 гг. – панорама Великого Сибирского пути.

1. Фрагмент панорамы Пребывание Их Императорских Величеств во Франции в 1901 году.
Фрагмент панорамы Пребывание Их Императорских Величеств во Франции в 1901 году.

    Также Пясецкий документировал события жизни императорской семьи: «Москва в дни священного коронования 1896 года», «Пребывание Их Императорских Величеств во Франции» (1896 г.), «Панорама Лондона в дни празднования юбилея королевы Виктории» (1897 г.), «Вторичное посещение Их Императорскими Величествами Франции» (1901 г.).








Tags: Транссибирская магистраль
Subscribe
promo vita_life777 august 14, 2014 16:44 23
Buy for 30 tokens
Для этого поста мне "накидали" много фоток из описываемого времени. К сожалению без авторства. Поэтому прошу понять и по возможности добавлять авторов (тех, кого узнали по фото) в процессе комментариев. Заранее большое спасибо авторам этих уже исторических фоторабот! Электропоезд…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments