vita_life777 (vita_life777) wrote,
vita_life777
vita_life777

Москва дачная 30-х годов...

  

5. Дачный поезд на паровой тяге. Путепровод Курско-Октябрьского диаметра у Комсомольской площади. 1937 год.
       1. Дачный поезд на путепроводе Курско-Октябрьского диаметра  вблизи Комсомольской площади. 1937 год.

         Е с ли жители Подмос ковья устремлялись по утрам в столицу по делам и на работу, то москвичи в конце трудовой недели – на дачи. А полагалось жителю СССР отдыхать всего один день в неделю – в воскресенье. Лишь в 1967 году рабочие и служащие одной шестой части света были переведены на пятидневную рабочую неделю.

Дача … Это слово в воображении столичного жителя тридцатых годов всегда ассоциировалось с деревянным домом или его частью, снятой на лето у хозяев, с молоком по утрам и выступлениями са модеятельности на деревянных дачных подмостках, с Малаховкой и сосновым лесом и, конечно же, с дачным поездом, что субботним вечером увозил прочь из пыльной и шумной Москвы.

С конца апреля по коне ц сентября наступал дачный бум. Те немногие счастливчики, у кого были собственные домики для летнего отдыха могли с гордостью говор ить друзьям и знакомым – “Выходные я проведу на собственной даче!” Основная же масса москвичей договаривались с вла дельцами домов и арендовали у них половину дома на весь летний период. Это было особенно удобно, когда не было возможности уехать на ю г к морю. Немалая часть горожан предпочитала селиться за городом на всё лето, выезжая по утрам на службу и на работу в Москву. Вечером они возвращались из столицы в тихие дачные поселки, наполненные чистым воздухом и щебетанием птиц. В мае-июне нер едко в Москве можно было видеть подводы с домашним скарбом – начиналось время переездов за город. Каждую субботу, уставшие от трудовой недели столичные жители устремлялись на трамваях и автобусах к московским вокзалам. Нередко дачные поезда брались штурмом – пассажиропоток в начале 30-х увеличился в разы.

     

6. Иллюстрация из газеты Вечерняя Москва - Северный (Ярославский) вокзал и электросекция. 1933 год.

        2. Иллюстрация в газете "Вечерняя Москва" 1933 год. Дачный электропоезд на Северном
      
       Где же предпочитали отдыхать москвичи в то время? Конечно же, главным преимуществом любого дачного места считалось наличие вблизи железной дороги – ведь другого надежного, доступного и быстрого сообщения в те годы попросту не существовало. Излюбленные и стародачные места в ближнем Подмосковье находились к северо-востоку, востоку и юго-востоку от Москвы. Железнодорожные линии здесь бы
ли проложены еще в 60-е годы
XIX века, а потому местности стали быстро развиваться.

Очень удобно считалось снять дачку, например, в Перловке или Лоси. Ведь они распологались почти у самой Москвы – ехать всего ничего и места давно обжитые, со сложившейся дачной атрибутикой. Так дачный поселок Перловка до революции 1917 года был одним из престижнейших мест отдыха московской богатой публики – аренда дач здесь оплачивалась не менее, чем за три года вперед!

Платформа Лось была открыта в 1929 году вблизи дачного поселка Джамгаровка. Сосновый бор, пруд и тишина – хорошее место для отдыха под боком у Москвы. Здесь же неподалеку проходило Ярославское шоссе – ширина его была такова, что с трудом разминались две встречные машины…

К востоку от Москвы распологался хорошо известный с конца XIX века дачный поселок Салтыковка, любимый москвичами за хорошие пейзажи, обилие прудов и невысокие цены. Не раз здесь отдыхал Исаак Левитан.

Самые же знаменитые, хорошо известные всем места отдыха распологались вдоль линии Московско-Казанской железной дороги. Томилино, Малаховка, Быково, Кратово – эти названия были на слуху у любого москвича. В 30-е годы отдыхать здесь было престижно – ведь эти места имели давнюю, хорошо сложившуюся репутацию.

Малаховка стала дачным поселком еще в 1885 году. Местность быстро обустраивалась, позднее появился знаменитый малаховский Летний театр, где выступал Ф.И.Шаляпин. В 1915 году на сцене театра дебютировала Ф.Г.Раневская. Малаховка находилась на западной оконечности Мещерской низменности – к поселку подступали сосновые леса, создавая неповторимый колорит подмосковного отдыха.

Томилино – находилось к Москве чуть ближе. Дачное строительство здесь началось еще в конце 80-х годов XIX века.

3. Площадь Курского вокзала. Конец 30-х годов.
        3. Площадь Курского вокзала. 1937 год. Хорошо видны тупики дачных поездов Горьковского направления.
  

      Не менее известным стал поселок Кратово, что располагался на сороковом километре Московско-Казанской железной дороги.Дачный посёлок Кратово начал застраиваться летними домами в 1935 году рядом с уже существующим посёлком Прозоровское.
Кратово — бывшая вотчина князей Голициных-Прозоровских. Со времен князей Голицыных эта местность стала использоваться под дачное строительство и с тех пор остается популярнейшим местом загородного отдыха москвичей. В 1910 году владелец Московско-Рязанской железной дороги Николай Карлович фон Мекк выкупил Прозоровку у Голициных для строительства уникального города-сада для железнодорожных служащих. Для осуществления проекта были привлечены знаменитые архитекторы и инженеры-градостроители — Щусев, Таманян, Семенов, Иваницкий.

Западные направления от Москвы, ныне столь престижные и дорогие в те годы лишь начинали осваиваться как места отдыха столичных жителей. Появляются дачи в Голицыно, Жаворонках. После прокладки железнодорожных линий в Усово и Звенигород многие устремляются на отдых в те места – позднее прозванные за крастоту ландшафта и чистейший воздух “Подмосковной Швейцарией”. В 1934 году по предложению М.Н.Горького в небольшом дачном поселке Переделкино решено создать Городок писателей. Всё это способствовало развитию инфраструктуры в этих тогда еще малоизвестных дачных местах.

Итак, конец 20-х–начало 30-х годов прошлого столетия – пригородный комплекс Московского узла испытывает настоящий бум в связи с увеличивающимся количеством пассажиров. Была выработана цель – вписаться в программу реконструкции Москвы с помощью полного обновления подвижного состава для пригородных сообщений и внедрения средств автоматики.

Продолжение следует...


Tags: Дача
Subscribe
promo vita_life777 august 14, 2014 16:44 23
Buy for 30 tokens
Для этого поста мне "накидали" много фоток из описываемого времени. К сожалению без авторства. Поэтому прошу понять и по возможности добавлять авторов (тех, кого узнали по фото) в процессе комментариев. Заранее большое спасибо авторам этих уже исторических фоторабот! Электропоезд…
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments