vita_life777 (vita_life777) wrote,
vita_life777
vita_life777

Ошибка дорожного мастера

Совместно с "Логирус" продолжаю публикации очерков и материалов о работе железных дорог Империи.

Люди, лошади, алкоголь: кто выжил и что уцелело в результате «нелепой оплошности»
Ошибка дорожного мастера


Артель «Полдела»

При открытии Московско-Нижегородской дороги для всех грузоотправителей были изданы правила перевозки грузов и багажа. Особо отмечалась ответственность дороги перед отправителями грузов за порчу и потерю при перевозке. Выплаты были ограничены одним рублем за фунт утерянного багажа и пятью рублями за пуд товара. И лишь за грузы и товары, застрахованные перед перевозкой на случай порчи или кражи, Общество выплачивало их полную стоимость при возникновении страхового случая. Однако вскоре правила перевозок грузов и багажа кардинально изменились в пользу грузоотправителей. По многочисленным предложениям торговых фирм и промышленников Нижегородская дорога стала нести ответственность в размере полной стоимости за все перевозимые грузы – как обычные, так и застрахованные. Руководители дороги посчитали этот шаг абсолютно безопасным с коммерческой точки зрения, так как с 1863 года была утверждена и организована особая артель, на которую возложили охрану грузов, как в пути следования, так и на станциях.

Создание артели по охране вагонов действительно оправдало себя – количество краж и порч посторонними лицами заметно сократилось. Но на общую безопасность железнодорожного дела, к сожалению, охранная артель никак повлиять не могла. Грузоотправители больше всего страдали от технического несовершенства и неорганизованности на железной дороге, которые приводили к новым крушениям и порче грузов.


Лошади для «Самолета»

В начале лета 1863 года в товарную контору московской станции Нижегородской дороги пожаловали агенты пароходства «Самолет» – одного из крупнейших на Волге. Пароходство обслуживало регулярные пассажирские линии по Волге от Твери до Астрахани, по Оке – от Нижнего до Рязани. Пароходы «Самолета» курсировали также по Каме и Шексне. Помимо высокого сервиса, предоставляемого пассажирам своих «Самолетов», пароходство прославилось тем, что в 1862 году выпустило первый подробный путеводитель по Волге – от Твери до Астрахани. В том году пароходство оперировало двадцатью пятью речными судами, что позволяло обеспечивать массовые пассажирские перевозки с высокой регулярностью и точностью расписания.

Агенты пароходства заключили договор с железной дорогой на перевозку из Москвы в Нижний Новгород новой мебели для одного из своих пароходов. Необходимо было перевезти мебель для буфета, салона и нескольких кают первого класса. Кроме мебели в перевозку были включены заграничное вино и сласти – для продажи на пароходах. Несколькими днями позже договор перевозки был дополнен: из подмосковной усадьбы одного из совладельцев пароходства необходимо было перевезти несколько лошадей на Волгу. В итоге на весь перевозимый груз было выделено пять товарных вагонов – один для лошадей, два для мебели и два для спиртного и сладкого.


Нелепая оплошность


В означенное для отправки число, ранним утром ломовые извозчики доставили товар на станцию Московско-Нижегородской дороги. Конюхи привели лошадей. Началась обычная погрузка в товарные вагоны. Лошадей поместили в специально оборудованный вагон с запасом сена и воды. Для сопровождения скакунов был выделен специальный проводник. В этом же вагоне, только на открытой площадке следовал и тормозной кондуктор. Быстро был сформирован товарный поезд. Пять вагонов для пароходства поставили в голове – за паровозом. Товарный поезд назначением на Нижний отправился в путь. Вечером того же дня на 235-й версте (совсем рядом от злополучной 232-й версты) дорожным мастером был обнаружен дефект рельса. Осмотрев его, мастер принял решение заменить неисправный рельс сегодня же. Спустя несколько часов на место прибыла бригада рабочих во главе с мастером. Стараясь управиться с заменой рельса как можно быстрее, до темноты, мастер оставил одного из сигналистов в помощь рабочим, а второго отправил установить сигнал остановки со стороны… Нижнего Новгорода, так как ему показалось, что первый поезд появится именно оттуда. В сгущающихся сумерках товарный поезд с лошадьми и спиртным приближался к Коврову. Он уже миновал станцию Новки – более половины пути осталось позади. Рабочая бригада уже сняла дефектный рельс и собиралась устанавливать новый, как вдруг послышался паровозный рев и далекий шум поезда. Но поезд приближался не со стороны Нижнего, а со стороны Москвы! А значит, машинист не мог увидеть выставленный сигнал остановки и своевременно дать команду кондукторам применить тормоза. Поняв неизбежность аварии, рабочие бросились врассыпную, опасаясь попасть под завал. Слишком поздно машинист товарняка заметил, что рельс снят. Раздался истошный паровозный гудок, призывавший тормозных кондукторов незамедлительно действовать. Соскочивший с рельсов паровоз начал крениться и увлекать за собой более легкие двухосные вагончики. Вагоны заваливались и опрокидывались, на них набегали следующие и разбивались в щепки. Конечно же, в этой аварии не уцелел ни один из пяти вагонов, везших груз для пароходства «Самолетъ». Хуже всего пришлось вагону, где ехали лошади, проводник и тормозной кондуктор – никто не выжил. Груз для пароходства был полностью уничтожен. Преступную халатность дорожного мастера назовут «нелепой оплошностью». Нравы и дисциплина в первые годы на русских железных дорогах, к сожалению, были далеко не на высоте. За этот случай Московско-Нижегородская дорога выплатила пароходству «Самолет» компенсацию в полном размере стоимости груза и лошадей. Репутация дороги в деловых кругах после этого случая была здорово подмочена.

http://logirus.ru/articles/raskopki/oshibka_dorozhnogo_mastera.html
Tags: Московско-Нижегородская ж.д.
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Про зарплаты авангарда рабочего класса.

    "Машинищенствовать" - работать машинистом в начале XXI века на сети РЖД, Украины, Белоруссии и других…

  • Лето. Россия. Аэроэкспресс. Футбол.

    Более ста рейсов ежедневно выполняют электролайнеры Аэроэкспресса во все уголки России. География полетов охватывает практически любой крупный и…

  • Евгений Биткин "Пригород"

    Замечательная работа советского художника. Подмосковные железнодорожности начала 70-х. Отчетливо прослеживаются мотивы участка Люберцы - Раменское.

promo vita_life777 august 14, 2014 16:44 23
Buy for 30 tokens
Для этого поста мне "накидали" много фоток из описываемого времени. К сожалению без авторства. Поэтому прошу понять и по возможности добавлять авторов (тех, кого узнали по фото) в процессе комментариев. Заранее большое спасибо авторам этих уже исторических фоторабот! Электропоезд…
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment