vita_life777 (vita_life777) wrote,
vita_life777
vita_life777

Солотча. 18 лет спустя.

26     В 1999 году на известном всему миру, благодаря Паустовскому, полустанке Солотча были демонтированы последние рельсы. Стальная Рязано-Владимирская дорожка быстро сворачивалась клубком на север, чтобы через несколько лет окончательно раствориться в дымке историй. В августе в процессе подготовки концепции будущего музея дороги я побывал на месте бывшей станции.

  В старые времена попасть в Мещеру было довольно трудно. Редкие путешественники, посетившие этот край в конце XIX века, в один голос утверждали: такой глухомани, такой дикости и такого бездорожья найти трудно. Железных дорог не было, гужевые тракты находились в ужасном состоянии. Единственный путь сюда лежал через небольшой лесной поселок Солотча, расположенный в пятнадцати верстах к северу от Рязани, у самой границы непроходимых, загадочных Мещерских лесов. Наверное, поэтому и закрепилось за Солотчей название “ворота в Мещеру”. Через поселок, пересекая болота и леса, шла грунтовая дорога из Рязани в сердце Рязанской Мещеры – Спас-Клепики и дальше в Егорьевск. Непролазная грязь, колдобины и ямы, расшатанные деревянные мосты – таким был этот тракт в то далекое время. На всем пути от Рязани до  Спас-Клепиков (свыше шестидесяти верст)  стояло всего несколько постоялых дворов и смолокуренных изб, а вокруг леса и болота на сотни километров.
   
4. Станция Солодча.
 Солотча. Станция Рязано-Владимирской ж.д. 1900 год.

   Осенью и весной по этой дороге нельзя было проехать – экипажи и телеги завязали по самые колеса. У местных солотчинских крестьян существовал даже особый промысел – вытаскивание застрявших карет. Завидят какой-нибудь экипаж и сразу же бегут к нему уже проверенными грязевыми ловушками.  Терпеливо ждут, пока карета застрянет понадежнее, а потом шапки долой – и к барину: раскошелишься, поможем вытащить, а если нет, хоть до утра здесь сиди. Приходилось раскошеливаться…
В начале 90-х годов позапрошлого века у разбитой повозками и экипажами грунтовой дороги появился соперник – узкоколейная железная дорога. Построена она была в 1892 году для вывозки леса из Келецко-Солотчинской дачи. В то время обильные лесные пожары и голод окончательно разорили мещерских мужиков. Боясь волнений крестьян, правительство было вынуждено устроить в Келецко-Солотчинской даче общественные работы по заготовке леса. В короткий срок было заготовлено такое огромное количество древесины, что вывести ее на лошадях было просто невозможно.
     Вот тогда-то и была построена узкоколейка длиной в 43 версты. В дальнейшем её продлили до станции Тума и далее во Владимир. На дороге построили небольшие деревянные вокзальчики, товарные пакгаузы, оснастили паровозами, пассажирскими и товарными вагончиками, и она на многие десятилетия стала единственным средством сообщения Рязани с Мещерским краем и Владимиром. По узкоколейке ездили на работу в город (Рязань, Спас-Клепики, Владимир), на базар, перевозили лес и торф, ремесленники везли на продажу свой нехитрый товар. Дорога производила впечатление какой-то  игрушечной.  Маленькие паровозики натужно тащили неказистые вагончики, битком набитые пассажирами. От Солотчи до Рязани чуть меньше двадцати километров, но поезд проходил это расстояние за целый час. Двигался он медленно, и, говорят, его ничего не стоило догнать на лошади. Во время весеннего разлива на Оке движение по затопленным участкам прекращалось. В знаменитой повести К.Г. Паустовского “Мещерская сторона” упомянуто – “мещерская узкоколейка самая медленная дорога в Союзе”. Среди местного населения ходила распространенная байка: старушка вдоль пути идет быстрым шагом. Машинист попутного
поезда предлагает старушке сесть в поезд, на что та с благодарностью отвечает: “Милок, я бы села, но я спешу!”


    Несмотря на то, что Солотча была всего лишь  промежуточной станцией на Рязано-Владимирской узкоколейке, но именно она наиболее часто упоминается в литературе и воспоминаниях. Уютный деревянный вокзал 1896 года постройки перевидал много знаменитых и известных людей:  Есенина, Куприна, Пожалостина, Паустовского, Симонова, Фадеева, Гайдара, Солженицына и даже Хрущева.

7. Заезд на бывшую станцию Солодча от основного шоссе
Дорога к бывшей станции от основной улицы в поселке.

  Заповедная дорога являлась ключом к знакомству с краем, попаданием в этот загадочный мир, где время остановилось на десятилетия. И неважно как путешественник намеревался попасть в Мещеру: с севера или с юга – он становился пассажиром тесного, но уютного деревянного вагончика.  И вполне возможно, что в 1910 году в вагоне узкоколейки у правого  окна сидел юный Есенин, следовавший из Константиново в Спас-Клепики на учебу. А спустя четверть века у левого окна того же самого вагона впервые открывал для себя мир Мещерского края Паустовский.

29
 Здесь была станция.

   Район окружен Мещерским национальным парком, поэтому многоэтажная застройка здесь запрещена. Это одно из самых престижных и любимых мест для отдыха и жизни вблизи Рязани. Ежегодно курортный поселок посещают десятки тысяч отдыхающих и туристов из Рязани, Москвы, Подмосковья и других уголков России. Расположенный в поселке известный Солотчинский  женский монастырь (основан в 1390 году великим рязанским князем Олегом Ивановичем)  привлекает множество паломников со всей России – приезжают как организованные группы, так и самостоятельные посетители.
Это поселок писателей и художников – аналогия с подмосковным Переделкино. В Солотче в доме известного русского художника-гравера академика И.П.Пожалостина в разное время жили и работали: К.Г. Паустовский, А.П. Гайдар, А.А. Фадеев, К.М. Симонов, В.С. Гроссман, А.И. Солженицын,  В.Т. Шаламов. В  Солотчу  из расположенного поблизости Константиново не раз приезжал Есенин – “послушать звон монастырских колоколов”.

27
 А вот и историческое здание бывшего вокзала. 1896 года постройки. Ныне это жилой дом. Тем не менее бывшему вокзалу удалось сохранить немало старинных деталей.

28
Возможно, станет частью будущего музея.

25
 Здесь была Магистраль.

30
  Прощальный взгляд на бывшую станцию.

34
    Современный поселок состоит из малоэтажной застройки. Представляет собой уютный престижный дачный городок вблизи большого города. Через Солотчу пролегает благоустроенная асфальтированная дорога – дублер   трассы Рязань – Владимир, которая в курортный поселок по понятным причинам не заходит и огибает Солотчу лесами с восточной стороны.

33
  Гостиница возведена буквально в некольких метрах от насыпи бывшей дороги.

35
 Быть ли музею в Солотче - покажет время и желание определенного круга людей.
Tags: Рязано-Владимирская железная дорога
Subscribe
promo vita_life777 august 14, 2014 16:44 23
Buy for 30 tokens
Для этого поста мне "накидали" много фоток из описываемого времени. К сожалению без авторства. Поэтому прошу понять и по возможности добавлять авторов (тех, кого узнали по фото) в процессе комментариев. Заранее большое спасибо авторам этих уже исторических фоторабот! Электропоезд…
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments