vita_life777 (vita_life777) wrote,
vita_life777
vita_life777

Аэроэкспресс в Шереметьево - как это начиналось

11  ЭД4МКМ-0002 следует по маршруту Москва-Бутырская - Терминал Шереметьево. 04.02.2009 Фото: Богдан Корсунов.

      Как-то незаметно минули почти десять лет (движение было открыто 10 июня 2008 года) деятельности компании "Аэроэкспресс" на Шереметьевском направлении. Интересно то, что, по сути, это направление с самой сложной, неоднозначной судьбой. При этом, приносящее львиный доход для компании с учетом не только перевозки пассажиров, но и сдачи в аренду торгово-офисных площадей в шереметьевском терминале компании.


  Запуск аэроэкспресса в аэропорт Домодедово, состоявшийся в августе 2002 года был столь успешен у неизбалованной сервисом и дешевым такси публики, что уже через шесть месяцев в летнее расписание экспрессов между Павелецким вокзалом и аэропортом в утренние и вечерние часы были заложены получасовые интервалы. Да и сама воздушная гавань, являющаяся на то время самой передовой в России демонстрировала впечатляющие успехи. Шутка ли, в 2002 году пассажиропоток по отношению к 2001 году вырос на 73% и достиг 6 700 000 пассажиров. Запуск аэроэкспрессов, со стоимостью проезда 40 рублей, чистыми вагонами, опрятными бортпроводниками, возможностью выпить кофе в дороге  резко увеличил привлекательность Домодедово. Многие авиакомпании в качестве бонуса при покупке авиабилета "дарили" билет на аэроэкспресс. Например,  у компании "Пулково" на машруте Домодедово - Санкт-Петербург действовал особый тариф "самолет+аэроэкспресс".

     Триумфальное открытие экспрессов  на домодедовском направлении требовало продолжения, применительно к другим воздушным гаваням столичного узла. Наиболее подготовленным в этом плане оказалось внуковское направление, требовалась лишь модернизация и прокладка железнодорожных путей непоредственно к привокзальной площади аэропорта. С учетом большой любви Юрия Михайловича Лужкова к аэропорту и базировавшейся в нем московской авиакомпании "Атлант-Союз" работы были выполнены в удивительно короткие сроки. Уже в августе 2004 года первые обычные электрички пошли к реконструированной станции Аэропорт, которая находилась в трех километрах от аэровокзала. Там пассажиров поджидал согласованный  с прибытием электропоезда автобус. Он и доставлял воздушных путешественников до дверей аэровокзала. Однако, в начале августа 2005 года, аккурат ко Дню железнодорожника в торжественной обстановке был сдан уникальный для России подземный пассажирский железнодорожнй терминал Внуково - теперь пассажир доставлялся электропоездом, что называется "до двери" аэропорта. Конечно же, количество пассажиров, пользующихся поездами, на первых порах было весьма скромным. Во Внуково только затевалась глобальная реконструкция, направленная на модернизацию всего аэродромного комплекса. Аэропорт не мог похвастаться такими объемами как в Домодедово. В 2004 году обслужил всего 2 473 000 пассажиров, в 2005 наметился рост - 3 619 000 пассажиров. Аэропорт только начинал поступательное развитие и пуск аэроэкспрессов оказался очень гармоничным и своевременным заделом на дальнейшие успехи воздушной гавани.

     Если с Домодедово и Внуково было все предельно ясно, то с Шереметьево оказалось все несколько иначе. Первые два аэропорта получили в наследство от советской эпохи железнодорожные соединительные ветви, которые так или иначе, при минимальной реконструкции вполне подходили под организацию регулярного ускоренного железнодорожного сообщения с центром Москвы. Шереметьевский порт имел лишь подъездной путь от станции Лобня, служивший для перевозки авиационного керосина к топливному комплексу. Ветвь обрывалась в трех километрах от терминала Шереметьево-2. Некоторые проекты предлагали задействовать для пассажирских перевозок существовавшую грузовую ветвь с глубокой модернизацией и продлением ее до терминала Шереметьево-2. И это было бы осуществимо если бы не важные обстоятельства: подъездной путь в район аэродрома шел от станции Лобня мимо платформы Шереметьевская, отклоняясь в дальнейшем в сторону от главного Савеловского хода; сама же округа уже тогда, в начале нулевых была плотно застроена как частным сектором, так и промышленными объектами. Некоторые проектировщики  предложили абсолютно неуклюжую идею - электропоезд-экспресс прибывал со стороны Москвы на станцию Лобня, локомотивная бригада меняла кабину управления, и поезд двигался "в обратном" направлении, но уже по пути к аэропорту Шереметьево. "Косолапость" этого проекта была во всем: "зеркальность" следования по участку платф. Шереметьевская - станция Лобня - платф. Шереметьевская, трата драгоценного времени на стоянку в Лобне для перехода машинистов из одной кабины в другую. В итоге такое "экспрессное" путешествие от Савеловского вокзала до Шереметьево занимало бы 50 минут. 
Даже, несмотря на  идею о смене направления движения на платформе Шереметьевская (что экономило бы около 10 минут) от "ломаных" маршрутов благоразумно отказались.
       Кстати, спустя почти 15 лет по такому же "ломаному" принципу был организован маршрут Минск-Пассажирский - Смолевичи - Национальный аэропорт Минск с дальнейшей пересадкой на автобус и доставкой авиапассажиров до двери терминала. Несостоятельность трансфера"поезд+автобус" в Минске была  очевидна, поэтому неудивительно, что на практике этот атракцион продержался всего несколько лет. Отчасти этому поспособствовало и наличие смены направления движения в Смолевичах. 

6. Экспресс Минск - Аэропорт.
      Экспресс в аэропорт "по-мински". Комфортабельность автомотрисы не смогла перевесить неудобства самого трансфера. Фото: февраль 2016 года.

      В 2004 году неожиданно всплывает идея организации движения аэроэкспрессов в Шереметьево по Октябрьской магистрали, а именно по маршруту: Ленинградский вокзал - Химки - Аэропорт. Согласно представленным планам расстояние между конечными пунктами составляло всего 27 километров, время  в пути 20-23 минуты, интервал движения от 20 минут в часы "пик" до часа в ночное время.  Замечательная инициатива имела массу плюсов: доставка из аэропорта в центр Москвы к крупнейшему стыку железнодорожных направлений, высокая скорость следования с задействованием скоростных путей главного хода Октябрьской железной дороги, минимум кривых участков, что и обеспечивало кратчайшее расстояние. Но на верхнем уровне что-то пошло не так. Одной из причин называют условие строительства обособленных дополнительных главных путей для аэроэкспрессов иключительно на всем маршруте их следования. Три главных пути, имевшихся в то время на головном столичном участке Октябрьской дороги банально не потянули бы все движение - скоростные, пассажирские (плюс южный транзит), аэроэкспрессы (предположительно до 50 пар в сутки), пригородные и грузовые.

        Тем не менее в 2004 году Московская железная дорога берет инициативу в свои руки и по примеру перевозок пассажиров в столичный аэропорт Внуково "поезд+автобус" организовывает подобную схему движения на участке Савеловский вокзал - Лобня (поезд) - аэропорт Шереметьево (автобус).

1
        Осенью 2004 года на линию выходят специально подготовленные электропоезда серии ЭР2Т и ЭР2Р приписанные к депо Лобня для работы на "шереметьевском" направлении. На головных вагонах была нанесена надпись "Аэропорт Шереметьево". На самом же Савеловском вокзале открылся небольшой зал, обслуживающий немногочисленных пассажиров, пожелавших попасть в аэропорт таким затейливым способом. Поезда курсировали раз в час, зеркально стартуя из Москвы и Лобни навстречу друг другу.
      Тем времени начинается проработка железнодорожной трассы в аэропорт Шереметьево с задействованием путей Савеловского направления. Новая ветвь в аэропорт изначально проектировалась как двухпутная, с четырехзначной блокировкой и двухуровневой развязкой на пересечении с Савеловским направлением. Большей частью новая семикилометровая железная дорога шла по Лобненскому лесопарку. В 2006 году начинается активное строительство будущей трассы аэроэкспрессов в Шереметьево.

      Пока дорога строилась, так называемые "аэроэкспрессы" Москва - Лобня завоевали популярность у пассажиров. Но не у тех, кто спешил в аэропорт, а у жителей города Лобни. Поезд следовал без остановок, в пути находился всего 25 минут (обычная электричка следовала 40 минут), вагоны были чистые и теплые, а пассажиров не донимали назойливые торговцы, попрошайки и певуны. Случился интересный маркетинговый казус - целевая аудитория оказалась совсем иной, но ее количество было в десятки раз больше ожидаемой.


20
"Аэроэкспресс" серии ЭМ2И летит из Лобни в Москву по мосту через канал имени Москвы. Фото: май 2007 года.  Первая половина нулевых на столичном узле отметилась засильем "белых' поездов, переделанных из старых рижских вагонов. Нового подвижного состава катастрофически не хватало, поэтому поезда серии ЭМ2 и ЭМ2И активно использовались на экспрессных маршрутах.

     В мае 2008 года  начались пробные обкаточные поездки в Терминал Шереметьево. Сам же железнодорожный вокзал аэропорта был устроен многоуровневым и размещался на эстакаде. Железнодорожные пути размещались на уровне "второго" этажа. На этом же этаже проектирована пешеходно-торговая галерея с многочисленными магазинчиками, кафе и ресторанами. Этажи выше предназначались для штаб-квартиры компании "Аэроэкспресс".


544
Семикилометровая железнодорожная линия, ведущая в Шереметьево от 24-го километра Савеловской железной дороги оканчивалась трехпутной станцией на эстакаде. Трехпутная планировка Шереметьевского железнодорожного вокзала позволяла обеспечивать хорошую оборачиваемость поездов, иметь запас путей для приема поездов при  непредвиденных ситуациях, а главное с таким путевым развитием, двухпутным перегоном и четырехзначной блокировкой можно было обеспечивать при необходимости  минимальный интервал движения 6 минут. Фото: июнь 2009 года.
       На вокзале был также устроен задел под 4-ый приемо-отправочный путь, который должен был обеспечить прием поездов со стороны Химок, то есть от Октябрьской железной дороги, на случай, если первоначальный вариант строительства трассы Ленинградский вокзал - аэропорт Шереметьево будет осуществлен.


imgonline-com-ua-Sharpen-p9Q1Q2kh1H48F
Одной из великолепных "фишек" железнодорожного терминала в Шереметьево стал отличный вид на летное поле и самолеты. Ими можно было любоваться прямо с платформы или в комфортном вагоне.  Фото: июнь 2008 года.  Авиационная красота завораживала и ночью...

imgonline-com-ua-Sharpen-vvWmDrOO0OR
...и днем. На теминале "F" еще красуется легендарное, знаменитое - "Шереметьево. Терминал 2".  Фото: сентябрь 2008 года.

imgonline-com-ua-Sharpen-OBWMmZ7vfDK7
Спят усталые игрушки... Фото: июнь 2008 года.


imgonline-com-ua-Sharpen-fq8j4tgX0uMypG
Железнодорожный вокзал главного аэропорта России встречал пассажиров лаконичными формами, образцовым порядком и стойким предвкушением далекого путешествия. Фото: июнь 2008 года.

     К предстоящему открытию движения в Шереметьево в локомотивное депо Лобня прибывает с Демиховского машиностроительного завода первый электропоезд, построенный специально под нужды перевозок пассажиров в аэропорты ЭД4МКМ АЭРО-0001.


005
ЭД4МКМ АЭРО-0001. Всё сделано исключительно под комфорт авиапутешественников: отдельный вагон для багажа, багажные стойки в салонах, экологически чистые туалеты, мягкие великолепные кресла с удобными подголовниками, автоматические салонные двери, пресса и напитки. Всё было рассчитано на то, чтобы комфортное авиапутешествие началось уже в аэроэкспрессе. Фото: июнь 2008 года.

4543
Вот в такой прекрасный интерьер попадал пассажир, купивший билет в аэроэкспресс Шереметьевского направления. Замечу, что в первые годы в поездах еще не было разделения на "бизнес" и "эконом". На фото - стандартный комфорт для любого вагона электропоезда ЭД4МКМ-АЭРО. Фото: ноябрь 2008 года.

5433
Багажная стойка в салоне ЭД4МКМ-АЭРО. Фото: ноябрь 2008 года.


5
10 июня 2008 года состоялось торжественное открытие
железнодорожного терминала Шереметьево. Главный аэропорт
страны обзавелся собственными "железнодорожными воротами".



83_big

Каким же было расписание аэроэкспрессов на первых порах? Сразу отмечу - раскатывался маршрут в Шереметьево не сразу. Около года пассажиры пробовали комфортный и быстрый транспорт "на вкус". Однако новый транспортный продукт получал все больше и больше поклонников.  В 2008 году с первого дня открытия движения отправление аэроэкспресов  выглядело так:
Савеловский вокзал - Шереметьево: 5:25,6:25,7:00,8:00,8:54,9:55,11:05,13:55,14:55,15:55,16:55,17:55,18:55,19:20,19:55,20:55,22:05, 22:33,23:00,23:25,23:55,0:55
Шереметьево - Савеловский вокзал: 5:20,6:15,6:50,7:50,8:50,9:50,10:10,12:55,13:20,15:00,15:50,17:00,17:48,19:00,19:50,20:50,21:25, 22:20,22:50,23:20,23:50,0:20

      Поезда находились в пути 30 минут. На первых порах вместе с ЭД4МКМ-АЭРО на Шереметьевских маршрутах работали и электропоезда ерии ЭМ2И и ЭД4М. Объясняется это просто - "аэропоездов" не хватало, чтобы полностью покрыть необходимые потребности. Однако, в 2009 году проблема была решена - в аэропорт Шереметьево курсировали исключительно электропоезда серии АЭРО. Всего было выпущено семь комфортабельных электропоездов ЭД4МКМ-АЭРО №№00001-0007. Поезда с номерами 0001,0002,0003,0006,0007 закрыли направление в Шереметьево, 0004,0005 - во Внуково.

       За июнь 2008 года - июнь 2009 года услугами услугами компании "Аэроэкспресс"  вопользовались 940 566 пассажиров. В мае 2009 года поезда компании на Шереметьевском направлении перевезли 90 000 пассажиров, что составило 8% от общего пассажиропотока аэропорта. Иными словами из 100 пассажиров аэропорта - 8 выбрали "Аэроэкспресс".


20180325_111748
Справочный буклет компании "Аэроэкспресс". 2009 год.

20180325_111823
Расписание движения поездов в аэропорт Шереметьево
в мае 2009 года. Расписание стало более упорядоченным,
частота движения заметно увеличилась.

     Железнодорожный транфер в Шереметьево был хорош всем, за исключением вокзала отправления. Савеловский вокзал не мог похвастаться отличным расположением: находился на удалении от центра, да и вечно забитая Серпуховско-Тимирязевская линия метро как единственный безальтернативный путь, чтобы попасть на Савеловский вокзал отпугивала многих потенциальных пассажиров аэропоездов.
      Совершенно иное дело - парадный Белорусский вокзал: три километра до самого центра столицы, нарядная деловая Тверская улица, удобный пересадочный узел метрополитена. Всего за два летних месяца 2009 года был обустроен отдельный зал для обслуживания пассажиров компании "Аэроэкспресс". Под обслуживание поездов в Шереметьево был выделен всего один сквозной путь и без того загруженного вокзала. Требовалась филигранная точность исполнения расписания, слаженность всех служб в обслуживании электропоезда во время стоянки на Белорусском вокзале - загрузка багажа, внутренняя уборка вагонов, наружная мойка окон, обеспечение напитками и питанием. Исполнение тактового расписания было расчитано до минут: отправление каждые полчаса в XX-00 и XX-30, а в XX-05 и XX-35 на этот же путь прибывал аэроэкспресс из Шереметьево. В исключительных случаях (например, когда с "аэроэкспрессного" пути отправлялся пассажирский поезд) аэроэкспресс прибывал на соседний путь.


564433
Белорусский вокзал. 2-ой приемо-отправочный путь, т.н. "Тверского поста". С 26 августа 2009 года станет главным причалом для аэроэкпрессов Белорусский вокзал - аэропорт Шереметьево. Всего 35 минут стало необходимым для того, чтобы попасть из Шереметьево в самый центр Москвы. За это  время, как правило на автомобиле можно было дотолкаться по Химкинским пробкам до развязки Ленинградского шоссе и МКАД. При планировании поездки в аэропорт и обратно "Аэроэкспресс" стал самым предсказуемым видом сообщения. Фото: февраль 2009 года.

81. ЭД4МКМ-0005, ЭД4МКМ-0006, Шереметьево, 19.09.2009
ЭД4МКМ АЭРО-0005 и 0006 на станции Терминал Шереметьево. Фото: июнь 2009 года.


1212
ЭД4МКМ-0003 и 0006 на станции Терминал Шереметьево. Фото: июнь 2009 года.


98
ЭД4МКМ АЭРО-0003 на станции Терминал Шереметьево. Фото: июнь 2009 года.


788989
  Стилистика и образ железнодорожного вокзала  созвучен с архитектурой первых вокзалов Российских железных дорог. Фото: сентябрь 2009 года.

      "Аэроэкспресс - 35 минут" - краткий, лаконичный и  быстро запоминающийся фирменный слоган компании быстро набирал популярность у воздушных путешественников. В 2009 году компания, разумно предвидя нарастание пассажиропотока, заказывает дополнительные вагоны для повышения составности электропоездов Шереметьевского направления до 10 вагонов. В последствии это решение не раз выручало пассажиров, позволяя брать на борт в пиковые часы до 100 человек дополнительно.

      2010 год стал по-настоящему "годом открытий" для компании "Аэроэкспресс" и аэропорта Шереметьево. Аэропорт совместно с авиакомпанией "Аэрофлот" запустили терминальный комплекс "D", куда стали переводиться сначала все внутренние, а затем и международные авиарейсы. Если раньше пассажир внутренних рейсов зачастую вынужденно отказывался от поездок быстрым "Аэроэкспрессом", так как от железнодорожного терминала до Шереметьево-1 приходилось ехать автобусом добрых 10-20 минут (в зависимости от дорожной ситуации), то теперь аэровокзальный комплекс и станцию "Аэроэкспресс" объединяла единая галерея. Все основные терминалы аэропорта ("D", "Е", "F") стали в шаговой доступной от железнодорожного вокзала.


7676655
   Терминал D привлек новых пассажиров в аэропорт и аэроэкспрессы

       Жарким, удушливым летом того же года, когда на московских дорогах плавился асфальт, а зной собирал тысячи машин в километровые чадящие пробки, только "Аэроэкспресс" оставался комфортным, предсказуемым, а главное надежным способом попасть вовремя к своему рейсу и улететь в отпуск в хорошем настроении.
      Данные по перевозке компанией "Аэроэкспресс" в Шереметьево за 2010 год оказались ошеломляющими - 3 540 000 пассажиров (+135% к 2009 году).


54544
Реклама компании попадала точно в цель - отпуск начинается с "Аэроэкспрессом".


76676
Для деловых людей "Аэроэкспресс" также подобрал нужные нотки.

Компания не заигрывала с пассажирами, она просто шла в ногу со временем, разговаривая со своей аудиторией понятным и простым языком. Пассажиру нравился такой диалог и стремление компании "не нравиться", а соответствовать запросам - хорошо, качественно, и "за те самые, сакральные, 35 минут". Итогом 2011 года на Шереметьевском направлении стали - 4 610 000 пассажиров (+30,2% к 2010 году).

Вот такой получился краткий экскурс истории появления "красных" поездов в главном аэропорту страны.






Tags: Аэроэкспресс, Москва
Subscribe
promo vita_life777 august 14, 2014 16:44 23
Buy for 30 tokens
Для этого поста мне "накидали" много фоток из описываемого времени. К сожалению без авторства. Поэтому прошу понять и по возможности добавлять авторов (тех, кого узнали по фото) в процессе комментариев. Заранее большое спасибо авторам этих уже исторических фоторабот! Электропоезд…
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments